Қазақстанда жол-құрылыс материалдары мен жаңа технологиялардың бірыңғай базасы пилоттық режимде іске қосылды

15 тамыз 2023

​ҚР ИИДМ Автомобиль жолдары комитеті жолшылар мен жобалаушыларға жұмыс барысында жаңа салалық ақпараттық жүйені зерделеп, байқап көруге кеңес береді

Қазақстан жол ғылыми-зерттеу институтында жол-құрылыс материалдары мен жаңа технологиялардың бірыңғай базасын құру үрдісі аяқталды. IT шешімді ҚР ИИДМ Автомобиль жолдары комитеті мақұлдап, жүйе пилоттық режимде пайдалануға берілді.

Комитет «ҚазАвтоЖол» ҰК» АҚ, Жол активтері сапасының ұлттық орталығы және жобалаушылар қауымдастығына, сондай-ақ мердігер ұйымдар менбасқа да мүдделі тұлғаларға www.rcmbase.kzсілтемесі бойынша жаңа салалық ақпараттық жүйемен танысуды ұсынады.

Комитеттің құжаттарында автожолдарды орташа және күрделі жөндеу, олардың құрылысы мен реконструкциялау кезінде, сондай-ақ жобалау сметалық құжаттама әзірлеу барысында құрылыс материалдары мен технологияларды аталған бірыңғай базада ұсынылған карьерлердің, битум және асфальт зауыттарының материалдарын ескеріп, пайдалануы қажет екендігі атап өтілді.

«Бірыңғай база – ҚазжолҒЗИ-дың әзірлемесі.Бұл бағыттағы жұмыс өткен жылдың соңында басталған болатын. Жоба жолдардың сапасын жақсарту бойынша ұсынылған міндеттерге жауап беретін тиімді механизм ретінде ұсынылды. Заманауи цифрлық өнім құрылыс материалдары мен жол құрылысы технологияларын пайдалануды жүйелеуге, жолдарды жобалауды ашық әрі сапалы етуге мүмкіндік берді. Адами факторларға байланысты тәуекелдер барынша азайтылады» дейді«ҚазжолҒЗИ» АҚ жол-құрылыс материалдары және жаңа технологиялар бөлімінің басшысы Салтанат Әшімова.

Жаңа технологиялар мен материалдар алдымен зертханалық жағдайда және әртүрлі климаттық аймақтарда жол сынақтарының екі жылдық циклінде сынақтан өтеді. Тексеру нәтижелерін жол құрылысы сарапшылары, ғалымдар, жобалаушылар, қоғамдық ұйымдардың өкілдері кіретін жаңа технологиялармен материалдарды енгізу және игеру жөніндегі техникалық кеңес зерделейді. Мақұлданған жағдайдаәр позиция рейтингке енгізіліп, белгілі бір жолдарда қолдануға арналған ұсыныс алады.

Бүгінгі таңда техникалық кеңестің төрт отырысы өткізілді. Салалық ұйымдардың алқалы органы 50-ден астам инновацияны зерттеп, олардың жартысы Қазақстанның нақты өңірлерінде сыналған және пайдалануға рұқсат етілген мәртебесі бар тізілімге енгізілді.

Бұл бұрыннан пайдаланылып келе жатқан жол-құрылыс материалдарына да қатысты. Қазір барлық мердігер компания қиыршық тасты нысанға еңжақын карьерден тасуға тырысады. Бұл тиімді болып табылады, өйткені материал мен техниканы тасымалдау шығындары азаяды. Алайда, қиыршықтастың беріктігі, аязға төзімділігі, тығыздығы сынды физикалық қасиеттері ескерілмей жататыны тағы бар. Бұл кепілдік мерзімі аяқталғаннан кейін жолдардың деформациясына әкеп соғады.

«Біз елдегі барлық карьерге ревизия жасаймыз және олардан алынған сынамаларға зертханалық талдау жүргіземіз. Осы мәліметтер негізінде Бірыңғай базада қиыршық тас және құм кен орындарының онлайн картасы жасалды. Бұл құрылысшылар мен дизайнерлерге жол сапасына зиян келтірместен уақытты үнемдейді. Жыл көлемінде біз Алматы, Жетісу, Түркістан, Ақмола және Солтүстік Қазақстан облыстарында жұмыс істеп тұрған карьерлерге олардың қуаттылығы туралы мәліметтерді өзектендіру, сондай-ақ сынамаларды жинау және сынау үшін бардық. Зерттеу нәтижелері бойынша жол жабынының әртүрлі қабаттарында жол-құрылыс материалдарын қолдану салалары айқындалды», деді «ҚазжолҒЗИ» АҚ Алматы филиалының зерттеу зертханасының меңгерушісі Ғалия Асанова.

Бірыңғай база жол салу тәсілдерін айтарлықтай өзгертуі тиіс. Мердігерлер мен дизайнерлер сайттан құрылыс алаңына жақын орналасқан карьерлерді, асфальт және битум зауыттарын тез тауып, олардың сапалы мәліметтерін бірден көре алады. Базаны пайдалану құрылысты жеңілдетеді және жолдарды жобалау жылдамдығын арттырады деп күтілуде, ал деректердің ашықтығы олардың құрылыс сапасын жақсартуға көмектеседі.

Айта кетерлігі, база жаңа материалдар мен технологиялар, карьерлер мен зауыттардың жұмысындағы өзгерістер, сондай-ақ климаттық өзгерістер мен пайдаланушылардан келіп түсетін ұсыныстарды ескере отырып, үнемі жаңартылып отырады.

Ақпараттық жүйе ИИДМ Автомобиль жолдары Комитетінің меншігінде болады. Комитет жүйені басқарып, іске асыру механизмін жүзеге асырады. Осы ретте институт жүйені толтыру процесінжалғастырады. Бұдан басқа, жол ғылыми-зерттеу институты республика бойынша жол саласына жаңа технологияларды енгізу бойынша функционалға ие.

ҚР ИИДМ баспасөз қызметі

 

 

В Казахстане в пилотном режиме запустили Единую базу дорожно-строительных материалов и новых технологий

15 августа 2023

Комитет автомобильных дорог МИИР РК рекомендовал дорожникам и проектировщикам ознакомиться и опробовать в работе новую отраслевую информационную систему

В Казахстанском дорожном научно-исследовательском институте завершили процесс создания Единой базы дорожно-строительных материалов и новых технологий. IT-разработка одобрена Комитетом автомобильных дорог МИИР РК и запущена в эксплуатацию в пилотном режиме.

На днях комитет рекомендовал АО «НК «КазАвтоЖол», Национальному центру качества дорожных активов, ассоциации проектировщиков, а также подрядным организация и другим заинтересованным лицам ознакомиться с новой отраслевой информационной системой по ссылке www.rcmbase.kz.

В соответствующем обращении КАД подчеркнуто, что при среднем и капитальном ремонте, строительстве и реконструкции автодорог, а также при разработке ПСД проектировщикам и строителям необходимо учитывать и использовать стройматериалы и технологии, а также материалы карьеров, битумных и асфальтных заводов, представленные в Единой базе ДСМ и НТ.

«Единая база – собственная разработка КаздорНИИ. Работы начались в конце прошлого года. Этот проект был предложен как эффективный механизм, отвечающий задачам по улучшению качества дорог. Современный цифровой продукт позволил систематизировать использование стройматериалов и технологий дорожного строительства, сделать проектирование дорог прозрачным и более качественным. Минимизируются риски, связанные с человеческим фактором», говорит руководитель отдела дорожно-строительных материалов и новых технологий АО «КаздорНИИ» Салтанат Ашимова.

По ее словам, стройматериалы и технологии попадают в Единую базу ДСМ и НТ после многоэтапного процесса проверки их свойств и качеств.

Так, новые технологии и материалы вначалепроходят апробацию в лабораторных условиях и двухлетний цикл дорожных испытаний в разных климатических регионах. Результаты проверки изучаются Техническим советом по внедрению и освоению новых технологий и материалов, в который входят эксперты дорожного строительства, ученые, проектировщики и представители общественных организаций. В случае одобрения каждая позиция получает рейтинг и рекомендацию к применению на тех или иных дорогах.

На сегодняшний день проведено четыре заседания Технического совета. Коллегиальный орган отраслевых организаций изучил более 50 инноваций, из которых половина внесена в реестр со статусом апробированных и разрешенных к использованию в конкретных регионах Казахстана.

Тоже самое касается традиционных дорожно-строительных материалов. Сейчас все подрядчики стараются использовать щебень из самого ближайшего к объекту карьера. Это выгодно, так как сокращаются затраты на перевозку материала и техники. Но, часто не берутся в расчет физические свойства щебня - прочность, морозостойкость, плотность и т.д. Это приводит к деформации дорог по истечению гарантийного периода.

«Мы делаем ревизию всех карьеров, которые есть в стране, и проводим лабораторный анализ отобранных на них проб. На основе этих данных в Единой базе создана онлайн-карта ближайших рекомендуемых месторождений щебня, гравия и песка. Она сэкономит строителям и проектировщикам время без вреда для качества дорог. На протяжении года мы посетилидействующие карьеры Алматинской, Жетысуской, Туркестанской, Акмолинской и Северо-Казахстанской областей для актуализации сведений об их мощностях, а также сбора и испытаний проб. По результатам исследований были определены области применения дорожно-строительных материалов в различных слоях дорожного покрытия, включая поверхностную обработку, покрытие и основание», заведующая исследовательской лаборатории Алматинского филиала АО «КаздорНИИ» Галия Асанова.

Единая база должна заметно поменять подходы к строительству дорог. Подрядчики и проектировщики смогут быстро находить на сайте системы ближайшие к объекту строительства карьеры, асфальтные и битумные заводы, и сразу же видеть их качественные сведения. Использование базы облегчит строительство и увеличит скорость проектирования дорог, а прозрачность данных будет содействовать повышению качества их строительства.

Стоит отметить, что база будет постоянно обновляться по мере появления новых материалов и технологий, изменений в работе карьеров и заводов, а также с учетом климатических изменений и поступающих от пользователей предложений.

Владельцем информационной системы будет Комитет автодорог МИИР. Он будет формировать и вести ее, осуществлять механизм реализации. При этом институт продолжит заниматься наполнением.Кроме того, государственный дорожный научно-исследовательский институт наделен функционалом по внедрению новых технологий в дорожную отрасль республики.

Пресс-служба МИИР РК