Толеген Абильда. Творческий вечер архитектора
16 сентября в Проектной Академии KAZGOR состоялся творческий вечер Почетного архитектора Казахстана Толегена Сыздыковича Абильды, организованный Союзом архитекторов РК и ПА KAZGOR. Среди гостей вечера были мэтры – О.Ж. Баймурзаев, А.А. Петрова, Е.А. Васякин, Б.У. Куспангалиев, С. Мартемьянов, члены Союза архитекторов РК, действующие проектировщики ПА KAZGOR, коллеги мастера из ПИ «Алматыгипрогор», преподаватели и будущие специалисты отрасли – студенты КазНИТУ и КазГАСА. Формат вечера Толеген Абильда определил как «творческий отчет». Мастер рассказал о выборе профессии, которой посвятил почти 50 лет, о том, как воплощались в жизнь его архитектурные проекты, показал нереализованные, оставшиеся жить на бумаге эскизы. Родился Толеген Абильда в 1948 году в многодетной семье простых тружеников. Окончив школу, думал о «земной» профессии, пытался поступить по аграрному направлению, а в 1968 году приехал в Алматы подавать документы на горный факультет Казахского политехнического института, но, зайдя в здание и увидев в вестибюле стенды с архитектурными проектами, сделал другой выбор: «С детства любил рисовать, увидел красивые проекты и не задумываясь понес документы на архитектурный». После окончания вуза четыре года отработал в НИИ Казпромстройпроект. «Серии, панели, заводы. Творчества не хватало», – признается архитектор. Поэтому он был счастлив, когда его взяли в мастерскую № 3 Гипрогора. Как раз в это время кипела работа над большим проектом Дворца пионеров: «Работали ночами. Делали десятки вариантов, отметали, брались заново. В итоге прошел эскиз В.Н. Кима. Здесь, на этом проекте, я прошел школу от рабочего проектирования до самостоятельного эскизирования узлов, деталей, интерьеров». Все последующие проекты архитектора создавались в стенах Гипрогора (ПИ «Алматыгипрогор», ПИ «Алматыгипрогор-1»), где он трудится с 1977 года и по настоящее время. Даже в тяжелые годы после развала СССР архитектор оставался верен профессии и своему проектному институту. «В 1986 году завершили работу над Дворцом пионеров. Начался кризис. 90-е годы выживали тем, что проектировали входные группы за 100-150 долларов, часто работали в стол, оставались без денег. Потом стало легче: активно стали строиться бизнес-центры, торговые центры, пошли другие объекты», – вспоминает Т. Абильда. В 2000 году из Павлодара мастеру позвонил его сокурсник – М.З. Кабдуалиев, работавший в то время главным архитектором. Рассказал, что собираются строить главную мечеть, мол, нужно что-то новое, свежее, хватит нам типовых турецких, приезжай. Т.С. Абильда собрал материал: традиционные мечети, современные, свои наработки, старые эскизы. Захватил с собой в Павлодар и конкурсный проект куполообразной мечети из КЖС с четырьмя минаретами, который в 1991 году получил золотую медаль Союза архитекторов СССР. На встрече с акимом Павлодара Г. Жакияновым мастер показал материал, спросил, в каком направлении двигаться, какой хочет видеть будущую мечеть аким, как заказчик: «Нам повезло с активным, продвинутым заказчиком. Мы отказались от традиционной формы, решили взять за основу конкурсный проект куполообразной мечети. За три недели доработали эскиз с учетом других материалов, изготовили макет, приехали в Павлодар». Уменьшили изначальный макет, чтобы сократить расходы. Внешнюю отделку решили выполнить из облицовочного кирпича: «Я настоял, что кирпич утверждать буду я. Отклонил много вариантов. Наконец, после продолжительных поисков нашли подходящий кирпич – из Красноярска, 26 тенге за штуку. Четыре таких кирпича привезли мне на утверждение в Астану, где я работал над другим проектом. Расписался на одном из них – и приступили к реализации». В правильности выбора смогли убедиться уже первой зимой – кирпич, которым облицованы два этажа мечети и минареты, в это время года приобретает красивый абрикосовый оттенок, оживляя бело-серое холодное пространство, добавляя теплое свечение и подчеркивая архитектурный образ здания. Сама мечеть имеет форму восьмиконечной звезды размером 48×48 метров, обрамленной по четырем сторонам минаретами высотой 63 метра. Купол небесного цвета (высота – 54 метра), выполненный из металлических конструкций, напоминает шанырак. В 2001 году, через 18 месяцев, когда закончилось строительство, Павлодар получил не просто главную мечеть, нужный и красивый объект. Образ распахнутого сердца, который читается в архитектурном плане здания, реализовался в полной мере. Мечеть, названная в честь мыслителя, этнографа и востоковеда Машхура Жусупа Копеева, стала одной из главных достопримечательностей, центром притяжения – вид на нее открывается с разных концов Павлодара. У города действительно появилось сердце – открытое добру и миру. В начале 2000-х появился еще один яркий объект, выполненный по проекту Толегена Абильды и ставший достопримечательностью. Это здание цирка – летающая тарелка, парящая на левом берегу Астаны. Такая форма, по словам архитектора, воплощает детские фантазии и красочные мечты, погружает в удивительный, таинственный мир. Крыша круглой обтекаемой формы, обшитая пластинами алюминия, посажена на цилиндр, испещренный окнами – иллюминаторами. Сочетание различных зрительных объемов и контраст архитектурных форм, а также специальная система подсветки купола и цилиндра позволяют создать задуманный архитектором эффект – инопланетный космический корабль будто парит среди столичных высоток, повис в воздухе, уже издалека вызывая интерес, удивление, восторг, готовя маленьких зрителей к представлению. Чтобы правильно определить наполнение и устройство цирка, Т. Абильда даже ездил в Москву – искал механиков, других специалистов, посетил цирк на Цветном Бульваре, познакомился с женой и сыном Юрия Никулина. Многое было сделано механиком Нашутинским. Зрительный зал цирка рассчитан на 2000 мест. Арена имеет классический диаметр 13 метров и может трансформироваться и превращаться в ледовое покрытие. Сцена просматривается с любой точки. Мастерство архитектора и его команды проявилось еще и в том, как аккуратно, незаметно вписаны примыкающие объекты: 4-этажный гостиничный блок на 113 мест и административно-хозяйственный блок, включающий артистические уборные, помещения администрации, тренировочный манеж, вольер для животных, мастерские и другие вспомогательные и сервисные помещения. Их привычная, «земная» архитектура находится вне связи со сверкающим, отражающим солнечные лучи металлическим диском. Правильно организованное внутреннее пространство, современное техническое оснащение и смелая, парящая архитектура – три составляющие цирка будущего, созданного по проекту Толегена Абильды. В этих объектах, как отметил Толеген Абильда, ему удалось осуществить задуманное. Смелость форм, внимание к деталям, свойственные архитектору, проявляются и в нереализованных эскизах, среди которых: бульвар «Нуржол» в Астане, проект микрорайона на семь тысяч жителей, жилые дома, мечети, выставочный комплекс ЭКСПО-2017 и многие другие. ■ «Экспресс-информ» № 10/2016. |